Previous Entry Поделиться Next Entry
Музей РВСН. Побужское, Украина
mmet
30 октября 2001 года методом подрыва была уничтожена последняя на Украине шахтно-пусковая установка межконтинентальной баллистической ракеты РС-22 (по классификации NATO SS-24 Scalpel), а центральная боевая стартовая позиция командного пункта 46-й ракетной дивизии 43 Ракетной армии с наземным оборудованием преобразована в музей. Подобный музей есть еще только в США - Ronald Reagan Minuteman

Часть 2 - http://mmet.livejournal.com/37564.html



В наследство от СССР Украина получила третий в мире по размеру ядерный арсенал: 176 межконтинентальных баллистических ракет, каждая из которых содержала 6-10 ядерных боеголовок (мощность каждой из которых во многие разы превышала мощность атомных бомб, сброшенных в 1945 году на Японию). Только в Первомайский дивизии ракет РС-18 (SS-19 "Stiletto") и РС-22( SS-24 "Scalpel") насчитывалось 86 - это почти 800 целей, которые можно было поразить одним ракетным залпом дивизии


На американские денежки все это богатство было не без труда уничтожено


Ядерные боезаряды обменяли у России на топливо для АЭС


Самые большие сложности возникли с уничтожением ракетных шахт. Для начала наняли украинских взрывников, которые попытались взорвать шахту - не получилось. Добавили взрывчатки - не получилось. Добавили еще - не получилось, а из соседних деревень пришли злые мужики и бабы и сказали, что с красных уголков попадали иконы, а вода из колодцев ушла


Тогда наняли высокотехнологичных немцев, которые применили гидроабразивную резку против толстенной высоколегированной стали. Но все это стоило настолько дорого, что украинцы просто рыдали за средства минобороны США. Позволив немцам разрезать одну установку, их прогнали восвояси и наняли простых хлопцев с ломами, автогенами и кувалдами. Так, дешево и сердито, покончили со всем остальным хозяйством


Теперь в музее можно осмотреть кучу всякого бывшего стратегического имущества и сувениров на основе него




Открытая экспозиция начинается с ракетных двигателей, пороховых ускорителей и т.п.


Все служащие музея - бывшие офицеры-ракетчики. Поэтому у экскурсоводов еще не выработался правильный, отрешенный и нудный голос. Рассказывают они дико интересно, причем, в зависимости от того кто кем служил, каждый рассказывает по разному и больше подробностей об определенной теме (заправка, транспортировка, охрана и т.п.)


Это контейнеры для ракет и их частей. Подобные, но корабельные пользуются популярностью у дачников Севастополя, Калининграда, Владивостока и т.п. как хранилище для воды




Р-36М2, SS-18 Сатана - знаменитая самая мощная ядерная ракета, которая мешает спокойно спать капиталистам. Это одна из последних модификаций, принятая на боевое дежурство в 1988 году. Этим украинским красавицам не долго довелось смотреть в американское небо. Одной из основных особенностей этой ракеты являлась концепция гарантированного ответного удара. SS-18 и её ракетная шахта проектировались так, чтобы были способны взлететь и уничтожить цели не смотря ни на какое противодействие


Ракетная шахта SS-18 обладает сверхвысокой защищенностью от поражающих факторов ядерного взрыва. Ракета способна взлететь из шахта даже после прямого попадания ядерного заряда. Сама ракета также обладает усиленной защитой от гамма-излучения и электромагнитных импульсов. Даже, если каким-то неведомым образом вся электроника окажется выведенной из строя, то все системы имеют пневматические дублеры. Непосредственно ядерные боеголовки также хорошо защищены и могут быть уничтожены только прямым попаданием довольно мощной ракеты (любой существующий лазер навредит тут не больше мухи)


Ракета содержит две ступени, потребляет гептил с диоксидом азота и пролетает до 15000 км (т.е. от Москвы до Вашингтона и обратно). Взлетный вес более 200 тонн. Неудивительно, что её смогли приспособить для мирных целей. В настоящее время конверсионная модификация ракеты - Днепр, успешно выводит спутники в космос


"... и вылетают 10 боеголовок и 40 ложных целей..."


Движемся дальше на когда-то охраняемую и сверхзакрытую территорию. Мы уже "прошли" через первый предупредительный барьер для грибников и любопытных дачников - специальное сеточное ограждение, в котором обязательно запутаешься, и чем сильнее будешь вырываться, тем крепче свяжешься. У этой сетки какое-то красивое именное название, но я его забыл, напомните, кто знает.
А сейчас экскурсовод демонстрирует излучатель радиолуча, который четко фиксировал все перемещения. Для рэмбо и ниндзя, ловко ползущих и высоко прыгающих, существовал еще емкостный датчик, обмануть который смог бы только нанотехнологичный терминатор из оргстекла или глиняный голем


Вы пересекли первые два барьера и упорно рветесь дальше, чтобы пожарить шашлыки на крышке ракетной шахты? Тогда приготовьтесь подзарядить айпад и мобильник предупредительным напряжением в 800 вольт и контрольным в 3600. Для мерзавцев в резиновых костюмах заботливо сделана минная полоса


Счастливчиков, которым повезло преодолеть все описанные барьеры, встречает пулемет на бронированной башенке. Если пулеметчик оказался пацифистом, то стрельба может вестись дистанционно. Для большего эффекта в боекомплект включены еще осколочные гранаты


Кстати, в этом охранном здании нет ни окон... оставить! окна есть, дверей нет. Вход туда подземный из этого люка, расположенного еще до суровых барьерных линий. Наряд заступал на боевое дежурство на неделю(!)


Теперь осматриваем "охраняемую стоянку" тягачей для ракет. Советские ракеты были большие и тяжелые. Поэтому мощному тягачу МАЗ сзади помогал толкач. А дизелям помогали электродвигатели на прицепе ракетовозке - смотри серенькие штучки между колесами. Но, конечно же, в грязи всё это дело застревало, и приходилось идти в деревню за трактористом


Так тягач с ракетой подъезжал к шахте и разгружал ракету. Существовали специальные варианты прицепов, которые соединялись с железнодорожными составами, ракетными шахтами и т.п.


Крышка ракетной шахты. Вес - сотни тонн. Время открытия - секунды. Привод - гидравлический. В случае поражения шахты и невозможности открыть крышку она просто отстреливалась мощными пороховыми зарядами. Сама крышка состоял из прочной стальной брони, толстого слоя парафина (защита от радиации) и кучи бетона. После выстрела ракетой крышка снова закрывалось, чтобы с воздуха супостат не мог понять, какие шахты отстрелялись, а какие еще нет


Не помню точно, что это. Напоминает смесь мусоровоза и адронного коллайдера


Это крышка шахты командной шахты, куда мы позже спустимся. Сверху аварийные люки и всевозможные датчики


Во времена Очакова и покорения Крыма командный пункт представлял собой жалкий подземный сарайчик


Сейчас мы заходим в секретное помещение с кондиционерами


Экскурсовод заботливо одним рубильником включает всё это многокиловатное хозяйство и все пространство наполняется сильным шумом


Здесь стоят установки, предназначенные для заготовки в каждой ракетной шахте многих тонн льда. Угадайте, зачем?


Пока всё, в следующей части мы спустимся под землю, чтобы увидеть, как же выглядела кнопка "Пуск", которая позволяла уничтожить мир, и по какому номеру можно позвонить в сауну...

UPD
Часть 2 - http://mmet.livejournal.com/37564.html








Мощно! Хотя бы в виде музея что-то осталось. "Двигун" - такой двигун :)

А что за интересный такой автобус синий стоит рядом с тягачами? Напоминает американский школьный или для перевозки заключенных.

без понятия )
офицер щедро сыпал цифрами и кодами модификаций МАЗов, а про этот автобус умолчал

(без темы) (Анонимно) Развернуть
Мужык! Твои рассказы - это песня =)
Пей дальше!

Я тож считаю, что лучше чем у Зялта) Только местами, эт самое... типа "я твой дом труба шатал")) смешно так)) Но, сска, интересно!

Весьма любопытно, спасибо за репорт!

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
А зачем Кучме или Януковичу или вам ядерные ракеты? мешать спокойно спать капиталистам? Вам мешают спать капиталисты?

мне не мешают, я даже не представляю как выглядят их ракеты и куда они направлены )

Класснейший репорт! Срочно продолжение в студию!

завтра будет
ps это собственно то, что ты променял на сиськи!

Отличный репортаж! Понравилась надпись на боеголовке -- верх ))

Нормальная экскурсия, мне понравилось)))

я прям таки представил себе настырного шпиона,который, мучительно и не взирая на лишения, прется через все заградительные сооружения и таки подходит к шахте! а она раз-и закрыта-какой облом)

да, но он мог бы... так сказать, нагадить со злости около вентиляционного отверстия )

ты смотри как там аккуратно всё расставили в разрезе, просто нагляное пособие в деталях, как устроенно наше (российское) ядерное вооружение, не удивлюсь если узнаю что там уже проводят выездные учебные занятия для американских военных курсантов.

(Анонимно)
с чего взяли, что "ваше"? самые массовые носители (16, 20, 22) разработаны КБ "Южное". погуглите "чьё" оно.
да и какие нафиг учебные занятия с техникой 20-летней давности? не льстите себе.

А зачем нужен лед причем несколько тон?

Для нескольких целей.
Первая -- все работало на лампах и транзисторах. Нагрев колоссальный. В случае ядерного удара все герметизируется, и отводить тепло некуда. А со льдом будет запас холода.
Также лед нужен для поддержания рабочей температуры топлива. Топливо очень капризное, и при хранении температура должна быть неизменной в пределах долей градуса. Если с нагревом проблем быть не может, то с охлаждением.. см. п. 1 :)

(без темы) (Анонимно) Развернуть
Забыл (специальное сеточное ограждение, в котором обязательно запутаешься) помоему называлась паутина или паутинка использовалась на пограничных кардонах/заставах, чтобы из нее вылезти надо было носок ноги опускать вниз и потихоньку пятица назад вот как то так, а если попал и порядком запутался то лутше не дергатся кости и кожу эта проволка реала очень хорошо.

А насколько там свободно можно лазить и фотографировать?
В смысле интересных ракурсов изнутри шахты и т.п.?

Можно везде делать что угодно. Я сам полез туда, куда не просили. Но везде выключают свет, и без фонарика там делать нечего... Еще будет плохо, если куда-нибудь полезешь, а двери захлопнут. Раньше автономность обеспечивалась на 45 суток, а сейчас -- вряд ли :)

?

Log in

No account? Create an account